Цель: закреплять представления о свойствах камней и песка. Формировать познавательное и созидательное отношение к природе.
Ребята узнали и закрепили ранее известные свойства камней. Детям было предложено, какое свойство камня они будут исследовать. В процессе работы воспитатель контролировал процесс и оказывала помощь по мере необходимости.
Опыт №1 «Какие бывают камни?»
Ребенок рассматривает камни через лупу, определяет размеры, рисунок и цвет камня, характер поверхности.
Опыт №2 «Камень твердый или мягкий?»
Ребенок сжимает в ладони камень и пластилин. Дети самостоятельно делают вывод : в пластилин можно вдавить какой – нибудь предмет , а в камень – нет, потому что камень твердый, а пластилин – мягкий.
Опыт №3 «Тонет – не тонет»
Ребенок бросает в емкость с водой камень. Затем – кусок пемзы.
Вывод: камень утонул, потому что тяжелый, а пемза легкая, в ней много дырочек, а в дырочках есть воздух, который и помогает пемзе не утонуть в воде.
Опыт №4 «Может ли камен издавать звуки?»
Участник берет два камня и стучит ими друг об друга.
Вывод : камни издают звуки, при ударе друг об друга.
Опыт №5 «Добыча песка из камней»
Ребенок с силой трет два камня друг об друга. На лист бумаги сыпятся мелкие частицы – песок
Вывод – при сильном трении камней можно получить частички песка.
Опыт №6 «Меняют ли камни цвет?
Камни кладут в емкость с водой. Сравнивают мокрые камни с сухими. Мокрые камни становятся темными.
Вывод: мокрые камни меняют цвет.
Опыт №7 «Сыпется – не сыпется»
Ребенок просеивает через сито сначала песок, затем камни. Песок проходи че6рез сито, а камни застревают.
Вывод: песок можно просеять.
По окончанию работы каждый ребенок озвучивает полученный ими вывод. Составляются обобщенные «портреты» камня, песка.